Что такое любовь?
Современные пары-знаменитости могут быть истощающими для наблюдения. Их публичные появления и выходки привлекают массу внимания и критики, и часто сама романтика оказывается лишь фоном к зрелищу. Мы наблюдаем за тем, как знаменитости, такие как Меган Фокс и Machine Gun Kelly, или как Канье Уэст и Бьянка, становятся объектами обсуждения, забывая о настоящем значении настоящей любви и отношений.

Если вам надоело слышать о бурных романах этих звезд, возможно, стоит обратить внимание на пару, уже ушедшую из публичного поля зрения. Уроки любви и романтики порой становятся яснее в ретроспективе. Одной из таких пар являются Улай (Франк Уве Лайсипен) и Марина Абрамович, два перформанс-художника, чье сотрудничество длилось с 1976 по 1988 год и принесло им известность в мире искусства. Улай ушел из жизни в 2020 году в возрасте 76 лет, а Абрамович, 77, продолжает выступать. Немного об их истории судьбы ниже.

Как познакомились Марина Абрамович и Улай
Встреча, определившая не только их судьбы, но и тех, кого коснулось их творчество.
30 ноября — день, когда магия случайностей превращается в нечто большее. В 1946 году и в 1943-м родились два художника, чьи пути, казалось, были предопределены судьбой. Марина Абрамович и Улай пришли в этот мир с разницей в три года, но их творческие жизни переплелись столь тесно, что их история похожа на нереальный роман.

Марина, с её драматическим прошлым, богатым опытом и страстью к искусству, жизнью, обрамленной коммунистическим дисциплинарным ритмом и жестокими поворотами судьбы, уже была известна в искусстве. Улай, с его интересом к фотографии и концептуальному искусству, был готов к новым переменам.
Они встретились в 1975 году в Амстердаме в день, совпадающий с их днями рождения. Рок судьбы ли это, или чистое математическое совпадение жизни, в любом случае они сразу поняли, что их встреча и сам этот день — символ и начало чего-то особенного в истории каждого из них. Так оно и оказалось. И не только для них самих, но и для нас, простых зрителей.

Работы Марины Абрамович и Улая
Их любовь к искусству быстро переросла в глубокую связь. Они начали совместную жизнь и работу над творчеством почти сразу после знакомства. Вместе они прожили в старом фургоне Citroën, переезжая по Европе и создавая уникальные перформансы. В их жизни было много романтики и беззаветной преданности — от уютных вечерних часов, проведенных в фургоне, до сложных и смелых перформансов, таких как «Отношения в пространстве» и «Остаточная энергия».
Но как это часто бывает в жизни, их путь был усеян трудностями. Их последнее великое произведение, «Влюбленные», было не просто актом искусства, а символом их сложных отношений. Они прошли по Великой Китайской стене навстречу друг другу, чтобы потом расстаться и начать новые главы своих жизней.
Улай и Марина Абрамович начали свой путь по Великой Китайской стене 1 марта 1988 года. Они шли в разных направлениях — Улай из пустыни Гоби, а Абрамович со стороны Желтого моря — чтобы встретиться в центре стены. Эта эпическая прогулка завершилась в июне 1988 года.
Они отправились в путешествие, начиная с противоположных концов и встречаясь через три месяца в центре стены. Эта прогулка, длиной почти 6000 километров, планировалась как завершающий аккорд их любви — с браком в конце пути. Вместо этого путешествие стало одним из самых грандиозных разрывов в истории современного искусства.
Причина расставания Марины Абрамович и Улая
Когда Марина с нетерпением ждала встречи с Улаем, известие о беременности его переводчицы стало для неё шоком, нарушив все её планы. Красота выбранного места встречи внезапно померкла на фоне этого открывшегося факта.
В 2015 году Улай подал в суд на Абрамович и выиграл дело, получив 250 000 евро за нарушение условий контракта по их совместным работам. В 2016 году Абрамович опубликовала мемуары, в которых раскрыла детали измен Улая в последние годы их отношений, включая беременность его переводчицы во время их путешествия по Великой Китайской стене. Несмотря на это, они помирились в 2017 году и сняли документальный фильм о своем искусстве и романе.

Как отметил журнал Artforum в 1983 году, они были «тантрическими соавторами» и «кармическими знакомыми», воспринимая друг друга как духовных спутников. Оба родились в один день (30 ноября), хотя Улай был старше на три года. Они были полностью поглощены своим искусством.
«Мы действительно работали с идеей, что эго не имеет значения, и стремились создать нечто, что мы называли третьей энергией», — утверждала Абрамович в документальном фильме 2017 года. Они действовали как единое целое и отказывались приписывать идеи только одному из них. Искусство стало связующим звеном между ними.

В своих ранних перформансах, таких как «Relation in Space» и «Rest Energy», они исследовали дуальность и взаимозависимость в романтических отношениях через физическое насилие и медитацию. Эти работы были наполнены искренностью и преданностью их совместному делу. Однако частые долгие выступления и растущее внимание к их работе начали испытывать их личные отношения.
После этого они не общались более 20 лет, пока Улай не появится на одном из выступлений Абрамович в 2010 году в Музее современного искусства. Видеоролик их воссоединения, где они молча смотрят друг на друга, захватывает дух. Улай, тряся головой в недоумении, и Абрамович, вытирающая слезы, протягивает руки к нему. Этот момент, несмотря на свою вирусную популярность, сократил сложные и драматические отношения до простого мгновения на экране.

После разрыва их пути пересеклись снова в 2010 году, когда они встретились в Нью-Йоркском музее современного искусства. Это была трогательная встреча, полная эмоций и воспоминаний. В 2017 году, спустя стольких лет после расставания, они вновь встретились на выставке Марины Абрамович в Европе. Они обнялись, оставив за собой все старые обиды.
Последние главы истории любви Марины Абрамович и Улая
Улай скончался в марте 2020 года в Любляне от осложнений, связанных с лечением онкологии. Несмотря на все испытания, которые они пережили, история их отношений — это не только свидетельство их любви и совместного искусства, но и напоминание о том, как человеческие связи могут формировать и преобразовывать жизнь и творчество.

Как показывает время и история двух этих легендарных художников, даже самые глубокие связи могут разрушаться под воздействием обыденных проблем, таких как нехватка общения и различные взгляды на жизнь. Любовь, как и искусство, требует значительных усилий, терпения и желания пройти этот неизведанный путь вместе, даже если в начале все кажется to good to be true. Будь это Великая Китайская стена, либо та, которую вы сами создаете со своим спутником. У каждой пары — она своя, как и само продолжение истории после нее…