Марина Абрамович — легендарная и шокирующая фигура современного искусства, известная своими экстремальными перформансами. Родившись 30 ноября 1946 года в Белграде, Югославия, она превратила своё тело в инструмент, исследуя пределы боли и выносливости. В «Ритме 0» (1974) зрители могли использовать 72 предмета, включая заряженный пистолет, чтобы воздействовать на неё, вызывая ужас и восхищение. В 2010 году её перформанс «Художник присутствует» в MoMA потряс публику, когда она безмолвно смотрела в глаза каждому посетителю. Абрамович продолжает раздвигать границы искусства, заставляя мир замирать в изумлении и трепете.
Интересные факты о Марине Абрамович из журнала Vogue
Она любит принимать ванны с кошерной солью и пищевой содой или яблочным уксусом, наносить корейскую маску по уходу за кожей и по-настоящему нежиться. Ее любимая помада носит красный цвет. Ван Гог и Ротко — художники, чьи произведения глубоко трогают ее сердце. Любимые работы — «Звездная ночь» и Ротко Капелла в Хьюстоне. Ее также вдохновляют тибетские монахи, коренные жители Центральной Австралии и шаманы из Амазонии.
Любовь для Марины Абрамович — это когда ты не можешь дышать, не можешь спать, почти не ешь, ты одержим и у тебя странное чувство в желудке. Она также мечтает заглянуть в гардероб Тильды Суинтон. Аромат парфюма, который она хотела бы создать сама — запах молнии после бурной погоды. Она бы назвала его «Бессонница», потому что после того, как вы его нанесете на себя, вы никогда не заснете.
Происхождение Марины Абрамович
Марина Абрамович, родившаяся 30 ноября 1946 года в Белграде, Югославия (ныне Сербия), является выдающейся художницей югославского происхождения. Она приобрела мировую известность благодаря своим дерзким и провокационным произведениям, которые исследуют границы человеческой выносливости, а также физические и духовные пределы тела и разума.
Родители Марины Абрамович, Войин и Даника, были героями во времена Второй мировой войны — партизаны, вдохновленные борьбой против оккупантов. После войны они стали выдающимися чиновниками в коммунистическом правительстве под руководством Тито. Отцом Марины Абрамович был Войин Абрамович, полковник в югославской армии, уважаемый за свои подвиги во время войны и награждённый за вклад в партизанское движение.
Её мать, Даника Абрамович, также активно участвовала в партизанской борьбе и после войны занимала высокие должности в правительственных структурах, включая руководство Музеем революции. В семье, насыщенной политическим и военным наследием, Марина нашла источник стойкости и решимости, что нашло своё отражение в её художественных творениях, бросающих вызов и провоцирующих мысли. Как познакомились родители художницы — неизвестно.
Paris, 1989
Работы Марины Абрамович
«Ритм 0» (1974г) — возможно, самая знаковая работа Марины Абрамович. Установка была предельно простой: Абрамович разместила 72 предмета на столе и позволила зрителям делать с ней всё, что они захотят. В течение шести часов она оставалась полностью пассивной, в то время как зрители становились всё более радикальными. Они раздели её, неподобающе трогали и резали кожу, а в кульминационный момент один из участников приставил к её голове заряженный пистолет.
Данный перфоманс перевернула привычные роли художника и зрителя, разрушив границы между произведением искусства, его создателем и публикой. Работа вызвала вопросы об ответственности, динамике толпы и насилии. По словам самой Абрамович, этот перформанс стал для неё невероятно травматичным опытом. Тем не менее, этот спорный эксперимент вошёл в историю перформанс-арта как одно из самых знаковых произведений человечества.
Марина Абрамович и Улай
В 1976 году Абрамович переехала в Амстердам, где начала сотрудничать с немецким художником Франком Уве Лайсипеном (Улай). Их общие интересы к перформансу и экспериментам с телесным искусством привели к тому, что они начали сотрудничать и впоследствии стали партнёрами как в искусстве, так и в жизни. Их совместные работы, такие как «Импондерабилия» (1977), исследовали гендерную идентичность и взаимодействие между двумя телами. В этом перформансе они стояли обнаженными, лицом друг к другу у узкого входа в музей, заставляя посетителей выбирать, кого из них лицом к лицу проходить, и вызывая у зрителей вопросы о личной идентичности и пространстве.
Одно из их выступлений включало многократные столкновения друг с другом, в другом Улай держал натянутую стрелу, направленную в сердце Абрамович, в течение продолжительного времени. Они также отметили свое расставание через искусство перформанса. В 1988 году они начали путешествие навстречу друг другу с противоположных концов Великой Китайской стены. Это путешествие, длившееся 90 дней, завершилось их объятиями посреди. Их произведение было названо «Влюбленные: Прогулка по Великой Китайской стене».
Награды Марины Абрамович
В 1997 году Абрамович получила Золотого льва на Венецианской биеннале за «Балканское барокко», работу, которая использовала видео и живые выступления для исследования ее культурной и семейной идентичности. В 2002 году она создала инсталляцию «Дом с видом на океан», где аскетично жила в трех открытых кубах на стене в течение двенадцати дней.
В 2010 году в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке прошла ретроспектива ее работ «Художник присутствует». Там она представила одноименный перформанс, сидя тихо напротив посетителей, которые по очереди садились перед ней и смотрели в глаза. Эта выставка привлекла огромные очереди и получила широкое признание, как и документальный фильм 2012 года «Художник присутствует», который синхронизировал ее работу.
После ретроспективы MoMA Абрамович стала сотрудничать с поп-иконами и продолжила исследовать наследие исполнительского искусства, обучая своим принципам на семинарах и в Институте Марины Абрамович в Нью-Йорке. В 2016 году она опубликовала мемуары «Прогулка сквозь стены».
Балканское Барокко
История югославской войны и этнической чистки, происходившей в её ходе, сильно травмировало Марину Абрамович. Её произведение «Балканское барокко» стало попыткой справиться с кровавой историей её родины. В течение семи часов она пела балканские народные песни, очищая кучу кровавых костей. Пытаясь смыть кровь, её белое платье медленно покрывалось красным. Как и любое искусство, «Балканский барокко» можно толковать по-разному. Однако не требуется много воображения, чтобы увидеть в бесконечной очистке костей человеческое стремление избавиться от боли и вины, связанных с ужасами войн в Югославии.
Скандал с Jay-Z
Когда известный хип-хоп исполнитель Jay-Z предложил Марине Абрамович участвовать в выступлении его песни «Picasso Baby», она согласилась при условии, что он сделает пожертвование в её институт. Результатом стали шестичасовой перформанс и десятиминутный художественный фильм, вдохновленные её работой «Художник присутствует». В последующем интервью Абрамович жаловалась, что Jay-Z не выполнил своего обещания. Однако оказалось, что Jay-Z сделал пожертвование, и это было просто не сообщено Абрамович. В конечном итоге институт публично извинился перед Jay-Z и самой Абрамович за недоразумение. Возможно, этот скандал тоже был своего рода перфомансом.
Photographed by Mimi Ritzen Crawford
Будь то выцарапывание коммунистической звезды на своей коже, прогулка по Великой Китайской стене или просто установление зрительного контакта с аудиторией — нет ничего, что Марина Абрамович не сделала бы ради создания искусства, затрагивающего глубины человеческой психики. Хотя перформанс-арт — это жанр, в котором ожидается раздвигание границ, югославская художница известна тем, что поднимает это на совершенно новый уровень.